Загнанных лошадей пристреливают. Будущее «Народного фронта» после 2019 года
Проблема преемственности власти беспокоит Банковую на порядок больше, чем состояние экономики или «большая сделка» по Украине между Вашингтоном и Москвой. Однако если в команде Петра Порошенко на 2019 год смотрят с волнением и опаской, то у его ситуативных коллег из «Народного фронта» любое переформатирование власти вызывает настоящий животный ужас.
Электоральные банкроты
«Народный фронт» в современной украинской истории явление уникальное. Партия, набравшая в 2014 году больше всего голосов по партийным спискам, за два года сумела девальвировать поддержку избирателей практически до нуля. Все самые громкие скандалы и раздражающее поведение связано также с «фронтовиками». И, тем не менее, партия-банкрот по-прежнему остается вторым центром власти в стране, существенно контролируя работу кабинета министров и парламента, а также имея свою «акцию» в силовых ведомствах.
То, что «фронтовики» непропорционально своей электоральной поддержке «кушают» — это видимая сторона проблемы. Да, это раздражает Банковую, которую не устраивают апрельские договоренности образца 2016 года. Это же раздражает и оппозицию, в частности Юлию Тимошенко, которая оставаясь лидером электоральных симпатий, полностью сидит вне потоков.
Однако существует еще вторая (темная) сторона медали, которая «фронтовиков» беспокоит даже больше, чем неминуемая потеря властной кормушки. Это токсичность партии, на которую после выборов 2019 года будут вешать практически все – от сдачи Крыма до мелкоуголовных разборок, вроде стрельбы по людям Пашинского. И при этом речь не идет о возможности «ватного» реванша, который в нынешней электоральной конфигурации практически невозможен. Но наследие «Народного фронта» настолько богато, что практически любая другая власть гарантирует всем наиболее ярким «фронтовикам» обильное уголовное преследование.
Что особо характерно, публичное наказание «фронтовиков» практически неизбежно даже в том случае, если Петр Порошенко каким-то сложными путями сумеет переизбраться в 2019 году на второй срок. БПП и НФ – это союзники по несчастью, которых объединяет исключительно боязнь неизвестного будущего. Однако БПП умудряется барражировать на среднего достоинства уровне электоральной поддержки. Как для партии власти эта поддержка на уровне 10% не столь высока, однако у Порошенко все еще остается возможность мирным путем перераспределить власть по принципу паевого участия после 2019 года. В этом случае порошенковские смогут избежать жесткой публичной порки. А вот «фронтовикам» безболезненного спуска пара ожидать не стоит.
Кого будут бить?
У «фронтовиков» обилие ярких колоритных персонажей настолько велико, что найти среди них человека не замешенного в скандалах достаточно сложно. Однако максимальное внимание в любом случае будет приковано к «большой кучке» — Арсению Яценюку, Арсену Авакову, Андрею Парубию и Александру Турчинову. Для каждого из них потеря власти максимально затруднит беспроблемное проживание в Украине. Хотя перспективы у всех разные.
Сравнительно беспроблемное будущее из этой четверки видится у Арсения Яценюка. Если не будут под него специально копать по каким-то сомнительным схемам, по тому же проекту «Стена», то у Яценюка прослеживается очень хорошая «международно-кредитная история». Он вхож в американскую политтусовку, что определенно может ему гарантировать некоторую неприкосновенность.
Стоит также учесть, что «птенцы Яценюка» очень плотно прописались во властных кабинетах, что в будущем может гарантировать сохранение за экс-премьером статуса большой кулуарной фигуры. Андрей Пышный держит «Ощадбанк», Игорь Петренко контролирует Минюст, Андрей Иванчук остается главным парламентским решалой между НФ и БПП, Алена Ледовских – теневой бухгалтер Яценюка, а друг детства Максим Бурбак возглавляет парламентскую фракцию «Народного фронта». После 2019 года эти люди не будут на первых ролях в большой политике, но они уже сейчас обросли финансово-властной подушкой безопасности и при гарантиях от США своему шефу, вполне возможно сумеют остаться жить в Украине. В крайнем случае, их ждет почетная эмиграция в район Средиземноморья. Тот же Максим Бурбак, декларирующий скромную депутатскую зарплату, имеет привычку летать домой в Черновцы на вертолете. Так что безбедная миграция этой компании по карману.
Чуть сложнее ситуация с Андреем Парубием. Международная легализация его также достаточно высока – он спикер парламента. В украинской политике позиционируется как отъявленный националист, что для значительной части общества является скорее достоинством. Однако у Парубия есть свой скелет в шкафу – это расстрел людей на Институтской. Власти за три с половиной года это дело так и не расследовали, что генерирует весьма определенные предположения по этому преступлению. Вряд ли украинское общество, равно как и западные институции, готовы будут «простить и забыть», если выяснится, что массовое убийство людей было совершено не людьми Януковича, а кем-то другими.
Впрочем, если Парубий не причастен к этой истории или будет закулисная договоренность вывести его из-под удара (как например Кучму по делу Гонгадзе), то у действующего спикера сохраняются вполне приличные перспективы занять продаваемую нишу политика-националиста. Учитывая, узнаваемость Парубия, это ему практически гарантирует возможность «сесть на хвост» любому националистическому проекту. Но опять же, все эти радужные перспективы Парубия ожидают только в случае выведение его из-под удара «майданного дела».
Куда серьезнее ситуация у председателя СНБО Александра Турчинова. Именно он сосредоточил (юридически – так точно) исполнительную (и.о. президента) и законодательную (спикер ВР) власть в стране в тот период, когда был потерян Крым и началась война на Донбассе. Если Яценюк ассоциируется с экономическим крахом Украины, то к Турчинову очень много вопросов геополитического характера. Например, как так произошло, что Крым был сдан без вооруженного сопротивления?
Определенные шансы на продолжение политической карьеры Турчинову может гарантировать переизбрание Порошенко президентом. И хотя «пастор» не из обоймы президента, он демонстрирует подчеркнутую лояльность Банковой, что особо ценится Петром Алексеевичем. А вот у Юлии Тимошенко, имеющей гораздо лучшие шансы стать следующим президентом Украины, к Александру Турчинову свой набор претензий и вопросов. В любом случае, будущее Турчинова в Украине после 2019 года зависит от массы сопутствующих факторов. Но безоблачным это будущее точно не рисуется.
Огонь беру на себя
И совсем скверная картина вырисовывается у главы МВД Арсена Авакова. Вообще, стиль работы Авакова – пафос и диктат – идеально подходит для любой латиноамериканской страны прошлого века. Не будь в Украине интернета и гражданского общества генерирующего пресловутое общественное мнение, Арсен Борисович давно бы уже принимал все решения в стране из своего кабинета. Именно Аваков принимает практически все важные решения в НФ (Яценюк, скорее, его младший партнер), и именно Аваков наравне с Тимошенко те два человека, которых по-настоящему опасается президент.
Но если Тимошенко – это угроза будущего, то Аваков неподконтролен сейчас. Это отлично показала коррупционная история с замглавы МВД Вадимом Трояном, которого Аваков не сдал. Показательно, что и команда у Авакова вызывающе скандальная, набравшая за неполных четыре года свой кейс для будущих расследований – Антон Геращенко, Зорян Шкиряк, Илья Кива и тот же Вадим Троян. Аваков контролирует большую часть добробатов, к которым у правоохранительных органов после 2019 года будет масса вопросов.
Вообще, представить Арсена Борисовича в Украине после 2019 года можно только при двух сценариях. Первый – Аваков сам станет президентом страны, но это уже совсем футуристическая гипотеза. И второй сценарий – выборов вообще не будет, а в стране будет объявлено бессрочное военное положение. Но тут риски уже заложены для всей Системы, включая Петра Порошенко, а потому легче сдать одну единицу – пусть и ключевую, нежели погореть всем скопом.
Реальное же будущее Арсена Авакова видится так. Особняк в старой-доброй Италии, семейный сырный бизнес, позволяющий легализовать капиталы, ну и статус политического беженца. В Украине же, чтобы чувствовать себя в безопасности после 2019 года, Авакову будет легче создать какую-то свою «народную республику», нежели договориться. Уж слишком большой список претензий к действующему главе МВД, которые полюбовно практически невозможно решить.